Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Пайка или скрутка.
Форум auto504.ru > Мнение специалиста > Мнение специалиста. Статьи.
vovik8
Что лучше пайка или скрутка.
Методы соединения проводов при установке дополнительного оборудования в автомобиле.


Собственно речь в данной статье пойдет больше о пайке или скрутке проводов, но мимолетом коснемся и других не многочисленных методов.
В интернете давно идет спор о том что лучше и надежнее – пайка или скрутка.
Пайка самый наилучший и надежный способ соединения монтажных проводов.

Фото 1

На фото два провода, которые соединены с помощью пайки, предварительно механически обмотаны. В принципе можно даже исключить механическое крепление. Главное что бы сама пайка была качественной. Это качественная пайка.

Фото 2

А вот на этой фотографии эти же провода, но на одном сдвинута изоляция, я так же изогнул провод и постарался сделать это ближе к месту пайки. Собственно если сдвинуть изоляцию на оставшихся проводах, то картина будет одинаковая. Не сложно сделать вывод, что в этом месте провод из гибкого многожильного превратился в одножильный.

Фото 3

Снимаем изоляцию с провода и распускаем жилку. Виной всему оказывается припой, который затек под изоляцию на медь как в губку. Затекание припоя можно избежать несколькими способами – понижением температуры пайки, более тугоплавкими припоями, тому же способствует окислившийся провод.

О чем говорят фотографии.
Да о том, что имея качественное соединение необходимо иметь качественное механическое крепление проводов рядом с паянным подключением. В противном случае провод переломится как одножильный от вибрации. Особенно это важно для автомобилей с дизельными двигателями.

Продолжим...

Фото 4

На этой фотографии клиент сам паял провода в монтажном блоке автомобиля JEEP. С виду в целом получилось. Смотрим дальше.

Фото 5

Небольшая нагрузка и один из проводов отскакивает от общей пайки. Собственно в данном случае пайка была сделана в гараже, где температура воздуха ниже необходимого, и мощность паяльника не достаточна.

О чем говорят эти фотографии.
О том, что при осуществлении пайки медь проводов должна быть без окисла. Температура пайки, мощность паяльника, марка припоя, и толщина проводов должны соответствовать определенным условиям для получения качественной пайки.
Поясню... При низкой температуре пайки припой и провода будут пристывать, но не проникать внутрь провода, это называется холодной пайкой. На температуру пайки влияет температура в помещении, сквозняки. При перегреве (высокой температуре пайки) начинает выгорать один из компонентов припоя и качество этого соединения ухудшается. Мощность паяльника и толщина проводов – чем толще провод тем мощнее нужен паяльник. При пайке проводов паяльником, большей чем необходимо мощности, так же возможно оплавление (убегание) изоляции. Марка припоя – различные типы и марки припоев имеют разную температуру пайки. На практике наиболее распространенный припой ПОС-61. А вот каким припоем будет пользоваться установщик/электрик неизвестно. Припои с повышенным содержанием свинца (например ПОС-41), требуют более высокой температуры, они более устойчивы к механическому воздействию. Тогда как более легкоплавкие припои (например ПОСК-51) пластичны и возможен отрыв в местах пайки.

Фото 6

Фото 7

Эти две фотографии проводов заднего жгута. Паял сам клиент при замене задних блок-фар на грузовичке. Защитил кембриком, влага конечно попадала, но успевала вытекать или ее сдувало. Потому провода не сгнили, а просто сломались.

О чем говорят эти фотографии.
О том что пайка сама по себе не была разрушена, но вот на место пайки попала влага. При чем при попытке изолировать (не качественно) место пайки, влаге некуда было уходить и она делала свое черное дело. На последней фотографии видно место облома проводника около пайки.

Фото 8

На этой фото я попытался изобразить, что может получиться, если температура пайки низкая или используется тугоплавкий припой. Хотя плохо видно, но стрелочкой указано острое окончание пайки при отрыве паяльника от места пайки. Обычно на это можно не обратить внимания и постараться накрутить побольше изоляции. Вот с подобным случаем и пришлось однажды столкнуться. Клиенту на Фольксваген В5 был поменян вентилятор охлаждения двигателя. Примерно через полгода стал регулярно сгорать предохранитель вентилятора. Дефект плавающий. Разбирая проводку обнаружили место пайки старого разъема с проводами на провода нового вентилятора. Пайка было хорошо заизолирована, как отдельный провод так и оба вместе. Но имелся маленький дефект в виде того что указано на фото. Острый край припоя от температуры и вибрации проколол несколько слоев изоляции и периодически замыкал питание на массу. В виду качественной изоляции места пайки обнаружить было не легко

Теперь о скрутках.
Как, по моему мнению, правильно делать скрутку.


Отрезаю необходимый по длине кусок термокембрика.
Одеваю на один из проводов которые необходимо соединять.
Далее зачищаем провод. Я это делаю бокорезами, а поскольку делаю это часто и давно, то провода и жилки не рвутся и не подкусываются.
Распушаю провода и сматываю их в стык. Долее одеваю термокембрик и осаживаю его зажигалкой. Общий жгут обматываю изолентой.

Фото 9

Фото 10

Фото 11

Чаще бывает необходимо подключить дополнительный провод к проводке автомобиля. Зачищаем подключаемый провод и распушаем его. Освобождаем отрезок провода автомобиля на необходимую длину, я обычно это так же делаю бокорезами. Никаких кос и отверстий между жилами. Дополнительный провод в нахлест плотно обматываем на основной провод. Далее изолируем. Если у Вас есть сомнения что провод может распуститься, то сделайте намотку следующим способом, по фотографиям должно быть понятно.

Фото 12

Первый виток делается по движению провода.

Фото 13

Фото 14

Остальные витки провода мотаются в другую сторону.

Смысл в распушении провода двоякий.
Первое – это более тонкое место подключения провода.
Второе большая поверхность прилегания двух проводов, от этого площадь контакта увеличивается, а от увеличения площади контакта увеливается механическая стойкость на разрыв. При изолировании такого соединения, под изоляцией меньше вероятности образования полостей в которых может накапливаться влага, а значит меньше вероятности окисления соединений.

Здесь так же напрашивается вывод – если скрутка плохо защищена от влаги, то проводка в этом месте будет окисляться и гнить!

Соединение методом обжима.

Фото 15

На этой фото конекторы, металлические трубки в пластике. Цвет означает разное сечение.

Фото 16

Здесь те же трубки но более толстого диаметра и без защитного пластика.

Фото 17

В отверстии виден ограничивающий выступ.

Фото 18

Здесь видно, что трубочка с разрезом, то есть катанная, разрез напротив выступа. Это может быть важно в последующем.

Фото 19

Таким инструментом я пользуюсь для обжима конекторов. В принципе есть и другие типы обжимающих инструментов, можно даже использовать пассатижи или круглогубцы, но надо помнить что от качества обжима зависит качество и надежность соединения. Для разовых работ наверно не имеет смысла приобретать качественный и дорогостоящий инструмент. Ну а чем пользоваться в дальнейшем решать Вам.

Продолжаем.
Зачищаем провод, плотно его скручиваем, лишнее отрезаем.

Фото 20

Вставляем провод в конектор и обжимаем.

Фото 21
Теперь вспомним о разрезе на трубочке. В обжимающем инструменте конектор лучше расположить так что бы при сплющивании края свернутой трубочки были направлены друг к другу, а не параллельно. Если аккуратно удалить красный пластик то увидим следующее...

Фото 22

Фото 23

Перед обжимом заглядываем в трубочку и ориентируемся либо на разрез, либо на ограничитель. Они должны быть перпендикулярно сплющиванию.
Собственно как скручивание жил провода перед обжимом, так и манипуляции с положением разреза трубки служат для более крепкой фиксации самого провода в трубке. Согласитесь что расческой проще вести по прямым волосам, чем по кудряшкам.

Подведем промежуточный итог. Такой тип соединения более быстрый по сравнению с скруткой и пайкой, а по качеству может быть как очень хорошим, так и очень плохим. (плохой в смысле качества выполняемой работы, не соответствия диаметров или инструмента). Недостаток, что при соединении нескольких проводов в жгуте, толщина жгута увеличивается, а так же ухудшается его гибкость при последующем монтаже в автомобиле. Так же такое соединение тяжелее защитить от попадания влаги. В порогах и под кузовом (рамой) такие соединения лучше не применять. В верху под торпедой и в подкапотном пространстве они служат весьма долго.

Соединение типа гильотинка.

Фото 24

Вот так выглядит гильотинка в раскрытом виде. Они так же как и коннекторы бывают в основном трех цветов по диаметру провода (красный, синий, желтый). Но встречаются и другие цвета коричневый, белый и зеленый.

Фото 25

В Верхней части провод который служит для демонстрации штатного провода, он возвращается петлей и заканчивается. Это хвостик демонстрирует дополнительно подключаемый провод. Корпус гильотинки закрыт но сама гильотинка не вставлена.

Фото 26

Здесь собрано все полностью.

Фото 27

Разбираем все в обратном порядке. Открыв крышку видим что гильотинка осталась в пластиковом корпусе.

Фото 28

Освобождаем соединенные провода от пластикового корпуса и остается металлический «скелет».

Фото 29

Отделяем соединяющую гильотинку.

Фото 30

Я зачистил изоляцию на проводе и вот какая картинка открылась. Все таки, гильотинка подрезает жилы провода. В большинстве случаев это не критично, в смысле потери двух-трех жилок, но возможны варианты перерезания провода таким образом, что останется всего 2 – 3 жилки.

И еще маленький вывод - само соединение весьма объемное, защитить от влаги его сложнее.

статья не окончена, будут примеры заводских соединений и прочее.
Franky
Привет , Владимир ,vovik8.
Наверное , все - таки выскажусь , так как затронута одна из самых неоднозначных тем в вопросах способов установки допоборудования , и мне - таки есть , что сказать .
Сразу оговорюсь , что использую из приведенных 2 способа . Скрутка (наиболее часто ) и пайка ( на работе , того требуют начальники , а мне как в анекдоте , могу паять , а могу и не паять smile.gif).
Жаль , что фотографии не пронумерованы , есть замечания к отдельным , но попробую высказаться в общем ...
Пайка .
Отличный , но не всегда технологичный способ соединения . Потому что :
Нужен мощный паяльник (по практике - 100 Вт с необгораемым жалом , отлично зарекомендовали себя фирмы Goot , питание от 220В ) , хороший припой , вернее припой с хорошим флюсом (здесь был выбран аналог ПОС60 фирмы ASAHI ) . Для соединения ответственных контактов в полевых условиях использую вышеперечисленное + инвертор от прикуривателя .
Скрутка .
Соединяю провода так же , как на приведенных фото , разве что термоусадки обычно не полагается нам , как установщикам , изолента вполне заменяет . На работе эти же соединения еще и пропаиваю .
Коннектор обжимной .
Показалось , что в тексте упущен один момент . Пластмассовая часть коннектора зачастую имеет внутри дополнительный клеевой слой , который , при термической обработке , с ужиманием пластика , выдавливается , и герметизирует соединение . Не использую , как нетехнологичный (с термообработкой )
"Ножевые " коннекторы .
Экономят время , но режут жилы при неправильном подборе по сечению , гниют со временем , никому не советую .

В любом случае , делаю дополнительную фиксацию подводящего провода к жгуту (изолентой ) , исключающую механическую нагрузку соединения , да мне ли вам говорить ...
Разрушенные соединения на фото сделаны непрофессионально , без учета вышеперечисленного , к тому же , по требованиям к качественной пайке , есть недогретая пайка , которая отличается неравномерным распределением припоя и острыми углами паяного соединения , есть перегретая , отличается матовостью паяного соедщинения и раковинами на нем . Почерпнуто из радиомонтажной практики по образованию (радиотехник )
Все вышеперечисленное - ИМХО (мое скромное мнение ) ....
vovik8
Доброго времени суток, Андрей!
Фото подписал.
Твой ответ как профессионала лишь подтверждает мою статью.
1. Ты используешь два способа, хотя скрутка чаще.
2. Используешь профессиональное оборудование и припой.
3. С герметизирующим клеем есть и коннекторы и термоусаживаемая трубка. Они очень дороги.
4. В каком смысле непрофессионально.
5. О качественной пайке абсолютно верно, поскольку работал монтажником почти 10 лет на ящике и на космос.

Ну а задача статьи показать простому пользователю, что все можно сделать как профессионально, так и халтурно, и иногда даже не по своей воле. Причем как сам владелец авто так и на сервисе могут работать нормально и халтурно.
Весь смысл не в том какое из соединений правильнее другого, а в том что бы клиент не диктовал условий мастеру. Важно не что, а как!!!

Собственно последняя реплика так же для читающих не профессионалов и обычных пользователей.
Удачи.
Franky
Я вовсе не собирался опровергнуть статью smile.gif , тем более что оценил труд и время , затраченные на нее (это уже без тени иронии) .
По части паяльника и припоя - они вполне бытовые , по виду и по цене , были выбраны методом проб и ошибок , просто поделился . Инвертор (преобразователь -12/~220) вообще для ноутбука покупался .
По пп 4 и 5 качественной могу назвать толко пайку на фото 1,2,3 . По фото 4 и 5 согласен с комментарием в тексте . По фото 6 и 7 могу и ошибаться , влага сделала свое дело и качество пайки уже не разобрать . Изоляция соединения - весьма немаловажный момент , и материалов для нее тоже большой выбор разного качества .
Ну а с задачей и смыслом статьи абсолютно согласен . Любое из перечисленных соединений можно сделать качественно .
Maikl12v
Да тема конечно не нова но актуальная, от себя могу добавить, котегорически не рекомендую паять в местах где провода могут подвергнуты влаге,это жгуты прожодящие по полам и в порогах, а так же в не салона авто.Как бы хорошо не изолировал их установщик всё одно перегнивают ,вопрос времени.Очень часто приходиться восстанавливать в таких местах проводку.Просто при нагревании металла меняется его структура при перегреве больше,использование не тех флюсов. Соответственно при попадании влаги происходит окисление самой меди основы провода,а вот место пайки в аккурат остаётся.Во всех такого рода местах использую обычную клему под массу и обжимки.Делаю скрутку как выше описано, одеваю латунную клему и обжимаю,после чего обрезаю не нужную шайбу,изолирую. Таким же макаром произвожу соединения силовых цепей при подключении автозапуска. Быстро,дёшево,надёжно и что не мало важно безопасно, авто бывают разные и клиенты тож, с горячим паяльником да в салон авто со светлой кожей, хуже заменитель её,не всякий хозяин такое выдержит и согласиться, да не исключены и случаи... До истины дойдёте сами путём проб и ошибок, да и время подскажет.Желаю всем удачи в этом не лёгком деле.
autoreader
Я использую медную шинку для обжима проводов.Во первых место соединения остаётся гибким,а качество соединения не уступит пайке.
К тому же не завишу от паяльника.
ded99
Здравствуйте все! И мои пять копеек в тему..., в защиту скруток.
Из опыта и работы старика (все же ded99). На закате Советской власти был брошен дивиз: "Экономика должна быть экономной" (это надо же придумать такое словосочитание). Под этот дивиз Советская промышленность стала выпускать такую чушь, что диву даешься. Как пример - тумблера с пластмассовыми гайками (снижение металлоемкости!). А по теме - конкретно новый способ монтажа электрических схем, а именно монтаж скруткой. Была разработана и обоснована технология монтажа скруткой. Под эту технологию даже выпускались радио и электроэлементы и даже технологическое оборудование (ручной пистолет для соединения проводов скруткой). Как пример могу привести изделия систем автоматизации, где использовались разъемы (20 и 40 контактные!). На внешний вид - обычные гребенки, но с удлиненными выводами. Для обеспечения надежности контакта было заложено требование - обеспечить не менее 8 витков в скрутке. Правда, провод для этих целей использовался одножильный. Такая технология использовалась и в телефонии, и в системах автоматизации для хим.прома. Кстати эти разработки (для хим.прома) проводились в ОКБА, где Генеральным директором был Юрий Михайлович Лужков - умнейшая личность и замечательный человек, я с ним встречался по нашим разаботкам. Правда, меня Бог миловал, в наших разработках такая технология не использовалась (все же приборостроение, а не автоматизация), да и вскоре сам метод канул в лета. Но сам факт - системы работали в условиях химического производства еще долгие года. Надежно.
vovik8
Метод соединения проводов в подкапотном пространстве американского автомобиля Chevrolet.



На следующей фото вскрыта изоляция. В одном случае это обычная армированная лента. В втором случае это термоусадочная трубка с клеевым слоем внутри. Надо признать что такую трубку найти можно в продаже, но ее стоимость очень высока.



Нафото видно, что провода не паянные. В первом случае это контактная сварка. В втором случае это обжим с обоймой, но видимо что бы концы проводов не распушались они облужены.



Это последнее соединение в жгуте под торпедой, используется диод видимо для развязки. И опять пайки нет, только обжим.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2019 IPS, Inc.